Методические рекомендации к проведению прогулок
1. Прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность.
2. В течении дня режим школы предусматривает проведение в 1-4 классе пяти прогулок: утором до начала уроков, после уроков, после тихого часа,после полдника, после самоподготовки и после ужина. В 5-10 классах – четыре прогулки: перед уроками, перед обедом, перед самоподготовкой и после ужина.
3. Специфика и характер прогулок:
- утренняя прогулка непродолжительна (30 мин), как и утренняя зарядка, обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям;
- прогулка после уроков и самоподготовки, имеет в виду восстановление сил, снятие умственного и физического напряжения, несет в себе элемент релаксации;
- прогулка после тихого часа и после ужина это прогулка-отдых, во время этих прогулок можно проводить наблюдения за природой, дидактические игры, подвижные игры.
Наиболее важной, требующей серьезного продумывания, являются прогулки после занятий, они должны быть четко организованными, и в то же время дети должны чувствовать себя свободными. Они должны подвигаться, отвлечься от учебных дел, но вместе с тем прогулка не должна физически утомлять и перевозбудить детей, поэтому рекомендуется проводить строго регламентированный спортивный час.
Прогулки могут быть познавательными, во время прогулки можно:
- проводить наблюдения с последующим использованием их в учебной деятельности;
- проводить беседы на различные темы, интересующие ребят;
- выполнять различные практические задания;
- играть в дидактические игры.
Однако интеллектуальная нагрузка должна быть умеренной. Она дается детям в непринужденной, занимательной беседе.
Общий стиль прогулки должен быть спокойным, доброжелательным, дружелюбным. Особое внимание следует обратить на то, как дети общаются друг с другом.
Тематика, организация, формы прогулок планируются классным руководителем.
Методические рекомендации к самоподготовке
1. Самоподготовка включает в себя систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучающегося на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы.
2. Самостоятельной работе может предшествовать небольшая фронтальная работа, имеющая целью актуализацию знаний (умений), необходимых на данном занятии. Способы актуализации знаний выбираются в соответствии с конкретными условиями и зависят от предмета, от темы, от специфики, от уровня сформированности организационной и познавательной самостоятельности учащихся, от того, какими по характеру (теоретические, эмпирические) знаниями располагают дети.
Это может быть:
- беседа со всем классом;
- составление плана анализа (задачи, упражнения и т.д.);
- чтение ( индивидуально) соответствующих параграфов учебника;
- проведение наблюдений и т.д.
В процессе работы выявляется, насколько учащиеся владеют материалом.
3. Самостоятельные занятия начинаются с объявления их темы и цели (результата), выясняется связь с классной работой ( продолжение, закрепление, дополнение и т.д.)
4. На самостоятельную работу может быть вынесено не только воспроизведение уже известного, но и изучение нового.
5. Самостоятельная работа включает в себя вопросы теории: усвоение правил, теории или фактического материала. Это может достигаться путем работы с учебником (чтение материала, составление плана, самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих основные положения текста).
6. Для расширения и углубления знаний, для формирования интересов учащихся целесообразно включать в самостоятельную работу такие задания, при выполнении которых необходимо использовать дополнительную литературу.
7. Основной частью самостоятельной работы должны быть практические занятия: лабораторно-практические работы, решение математических задач, постановка опытов и т.д.
8. Задание для самостоятельной работы преимущественно должны состоять из 2-х частей
- общего задания для всего класса;
- дифференцированного задания по вариантам (не менее 3-х).
Задания для самостоятельной работы дифференцируются:
- в зависимости от подготовленности конкретного ученика и уровня его развития;
- от возможных темпов работы.
9. Задания должны состоять из нескольких видов работы, логически связанных и расположенных в порядке возрастающей трудности.
10. Если самостоятельная работа носит характер обобщения и является итогом по теме, она должна представлять собой не только воспроизведение знаний, но и самостоятельное решение творческих задач различных уровней.
11. Задание даётся все целиком. Совместно с учащимися обсуждается план его выполнения: этапы, время, необходимое для выполнения каждой его части; выделяется основная его часть, обсуждаются способы самоконтроля в каждом конкретном случае. В конце самостоятельных занятий должны быть подведены итоги. Эти итоги могут носить характер обобщения, устных ответов учеников, анализа полученных результатов, чтения отдельных работ и т.д. В конце занятия также дается оценка работы класса в целом и отдельных учеников.
Педагог, продумывая структуру самостоятельных занятий и характер заданий, обязан формировать организационную и познавательную самостоятельность учащихся.
1.Задания должны быть направлены на формирование познавательных действий:
- умение наблюдать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы и т.д.
- умение самостоятельно отобрать учебный материал, пособия, оборудование, необходимое для самостоятельных работ;
- умения фиксировать наблюдения: делать зарисовки, схемы, таблицы, графики, вести дневник наблюдения, планы, заметки и т.д.
- наличие навыков самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, словарями, справочниками, навыков работы с лабораторным оборудованием и т.д.
2.Задания должны иметь в виду формирование организационной самостоятельности:
- умение подготовить рабочее место;
- спланировать работу, наметить последовательность выполнения;
- целесообразно распределить время.
Педагог на самоподготовке выступает в роли организатора самостоятельной работы учащихся:
- он организует необходимое повторение материала;
- выявляет пробелы в знаниях и обеспечивает их устранение;
- во время работы оказывает индивидуальную помощь только в крайних случаях;
в процессе работы педагог может провести индивидуальную и групповую беседу, опрос, проверить и оценить знания учащихся, а также работать с группой более слабых учащихся.